Карательная функция в бюджетном процессе

Для определения истинной сущности карательной функции права необычайно важно выяснить ее место в системе функций права, что возможно только через выяснение их взаимного влияния и дополнения.

Выше уже отмечалось, что данная функция имеет свою специфику и ценность, делающую ее незаменимой при реализации как регулятивной, так и охранительной функций права. Именно через взаимодействие функций (подфункций) права происходит комплексное воздействие права на общественные отношения в целях охраны существующего порядка.

Вопрос соотношения карательной функции права с другими функциями права отнюдь не является праздным. Анализ такого соотношения не только позволяет выяснить, в чем различие между карательной функцией права и другими функциями, но и предполагает рассмотрение вопроса об их взаимосвязи в процессе правового воздействия на общественные отношения. В целом, изучение данной проблемы в достаточной степени способствует уяснению сущности карательной функции права, а также элементов ее структуры (содержания и формы), которые мы рассмотрим ниже. Смешение карательной функции права с иными функциями (подфункциями) права и недооценка ее самостоятельного значения в правовой системе общества никак не способствует уяснению сути этого явления, совершенствованию карательной функции права и, следовательно, функционирования права как регулятора общественных отношений в пелом. Прежде всего, карательная функция права теснейшим образом связана с охранительной функции права. В частности, задачами охранительной функции являются предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права . Карательная функция нацелена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительное воздействие права здесь выражается в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения2.


Огромное теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения карательной функции права с подфункциями охранительной функции права.

К сожалению, мы наблюдаем, что отсутствие четкой юридической конструкции карательной функции права является одной из причин смешения данной функции с подфункциями охранительной функции права. В частности, исследуя проблемы реализации превентивной функции права, А. А. Данченко указывает, что в отраслевых юридических науках практически всеми авторами превентивная функция отождествляется с карательной, правовосстановительной, компенсационной функциями права. Нет четкого разграничения этих функций и в общетеоретических исследованиях» . Это неудивительно, поскольку, как мы видим из предыдущих параграфов, принуждение в виде юридической ответственности, в виде наказания имеет различные цели, которые тесно взаимосвязаны между собой.

А.А, Данченко также указывает, что «различия между данными функциями следует искать в их юридических и фактических основаниях, характере юридических действий, средствах и способах их осуществления, целях и результатах, объектах и других важнейших параметрах их структуры. Так, в процессе осуществления компенсационной функции речь идет о возмещении ущерба, «вознаграждении» за потерянное или уступленное. Правовосстановительная функция нацелена на отмену принятых юридических и иных решений, восстановление нарушенных связей и отношений и т.д. Превентивная функция права нацелена в первую очередь на недопущение совершения неправомерных деяний либо ликвидацию причин и условий, способствовавших им»1.

Между тем, данный вопрос требует более тщательной проработки. Начнем рассмотрение указанной проблемы с выяснения соотношения превентивной и карательной функций права, но предварительно остановимся па вопросах реализации в процессе наказания воспитательной функции права.

Очевидно, что цель наказания достигается путем психического или физического воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления и правонарушения). Физическое воздействие лишает правонарушителя возможности навсегда или на время совершать определенные действия (например, лишение свободы, отзыв лицензии, увольнение работника в связи с нарушением трудовой дисциплины и пр.). Психическое воздействие может заключаться в моральном влиянии на правонарушителя и других, склонных к совершению правонарушений, лиц в убеждении их. І Іапример, федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) ведет масштабное строительство храмов на территории исправительных учреждений- Церковь помогает осужденным восстанавливать учраченные нравственные качества и ценности, способствует их перевоспитанию, оказывает благотворительную помощь, обеспечивает одеждой, медикаментами, продуктами, литературой и т.п. Не запрещается осужденным объединятся в религиозные общины. По данным

Данченко А.А. Указ, автореф. -С. 12-13. ФСИН на территории исправительных учреждений действует более 1100 религиозных общин — 710 православных, 93 исламских, 3 иудейских, 14 буддистских, 17 протестантских, 5 католических1.

Психическое воздействие может также заключаться в принуждении (устрашении), то есть в таком воздействии на этих лиц, чтобы они, боясь наказания, не совершали правонарушений. При этом психическое воздействие имеется во всех видах наказаний, физическое же воздействие характерно лишь для отдельных его видов. Воспитательная роль наказания связана с тем, что наказание выражает отрицательную оценку правонарушения и правонарушителя со стороны общества, от имени улравомоченного субъекта.

Между тем, воспитательная сторона наказания не ограничивается моральной оценкой, сам процесс применения наказания должен оказывать и оказывает определенное воспитательное воздействие. Воспитательная сторона наказания, следовательно, неотрывна от его принудительной стороны. Наказание является карой, то есть оно неизбежно связано со страданием того лица, к которому применяется. Предупреждение нарушения права определяется во многих случаях страхом перед применением наказания.

Администрирование источников финансирования

Лицо, ответственное за финансирование дефицита бюджета обязан сформировать список подотчетных ему ведомств и их администраторов. В его обязанности включено составление плана по финансированию, прогноза дефицита бюджета, график выплат по финансированию. Он контролирует поступление средств в фонды от источников финансирования, полноту и своевременность перечислений. В его полномочиях составлять ассигнования, предварительно обосновав их необходимость.

Выдержка из статьи 160 БК РФ

В распоряжении администратора находятся выделенные ассигнования, использовать которые он может с целью финансирования дефицита бюджета, перечисляя подотчетным ему администраторам. Все трат и перечисления должны носить адресный и целевой характер. Отчетность и сопутствующую документацию администратор должен регулярно предоставлять главному распорядителю.

Получатели бюджетных средств

Для того, чтобы стать получателем средств из бюджета, глава муниципалитета или владелец государственного фонда составляет смету и предоставляет ее на рассмотрение главному распорядителю. После обсуждения возможных изменений и корректировки сметы, распорядитель дает согласие на выплату финансирования под утвержденную смету.

Как производится бюджетная отчетность, кто является получателями бюджетных средств? Подробнее об этом вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Определение получателя бюджетных средств

Важно! Полученные средства должны использоваться только в рамках утвержденной сметы. Финансирование должно быть оправдано хорошей результативностью, что должно быть подтверждено отчетом, подготовленным для распорядителя по итогам исполнения сметы.

Свойства бюджетного процесса на предприятиях

Бюджетный процесс, бюджетное планирование или просто бюджетирование на предприятии – это непрерывный комплекс процессов связанных с управлением экономическими ресурсами фирмы или объектами бюджетирования. Правила и нормы бюджетной политики конкретного предприятия определяются внутренней управленческой политикой каждой конкретной компании, но все без исключения бюджетные процессы включают в себя IV стадии:

  • Разработка проекта нового бюджета;
  • Рассмотрение бюджета уполномоченными лицами;
  • Визирование и акцептование бюджетов уполномоченными лицами;
  • Управление бюджетом и его исполнение.

Рисунок 1. Стадии бюджетного процесса.

На этапе составление и оценки будущего бюджета происходит формирование оптимального состава экономических ресурсов, то есть объектов бюджетирования, которые планово необходимы для выполнения той или иной задачи в рамках основной экономической деятельности фирмы.

На этапе бюджетного контроля (рассмотрения) уполномоченные лица – эксперты бюджетного процесса, должны оценить запланированные величины и при необходимости скорректировать бюджет таким образом, чтобы при утверждении он оказался максимально сбалансированным. Сбалансированностью бюджета во многом может определять конкурентоспособность фирмы, поскольку этот бюджетный параметр влияет на массу ключевых производственных метрик любой коммерческой компании.

На третьей стадии уполномоченные лица, распределяющие объекты бюджетирования (ресурсы), утверждают предложения прошлых уровней или вносят дополнительные корректировки для сбалансирования бюджета. Дополнительной важной частью бюджетного процесса является регулирование бюджетных ресурсов – процесс перераспределения экономических возможностей между потребителями разного уровня. Это значит, что в рамках одного консолидированного бюджета за счет регулирования можно оперативно перебрасывать ресурсы из подразделения в подразделение, обеспечивая тем самым решение производственных задач.

На заключительной стадии бюджетного процесса обладатели бюджетов (пользователи) получают экономические ресурсы (объекты) в утвержденном объеме и сроках и начинают процесс исполнения бюджета. Этот процесс может быть краткосрочного или долгосрочного типа, а также может включать в себя разные задачи и подзадачи на разных временных отрезках. Результатом на этой стадии становится отчетность об исполнении бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *